Пожаро-техническая экспертиза автомобиля (топливо)

На разрешение экспертизы поставлены вопросы: 

 

  • 1. Установить, где находится источник возгорания автомобиля «Субару Доминго», 1985 года выпуска, государственный регистрационный знак ..., принадлежащего Иванову И.И.?
  • 2. Установить причину возгорания автомобиля?
  • 3. Имеется ли причинно-следственная связь между возгоранием автомобиля и заправкой автомобиля топливом?
  • 4. Могло ли послужить причиной возгорания автомобиля истца ненадлежащее техническое состояние автомобиля ?
  • 5. Могло ли стать причиной возгорания автомобиля истца топливо, находящееся в его баке, до заправки на АЗС ответчика?

 

Исследование проведено следующими этапами:

 

  • 1. Проведен осмотр поврежденного пожаром автомобиля «Субару Доминго»;
  • 2. Изучена методическая и техническая документация по вопросам исследования;
  • 3. Проведено исследование представленных материалов и составлены выводы о местоположении очага пожара и причине пожара, произошедшего 20.06.2013г. в автомобиле «Субару Доминго».

 

Исследование по вопросу 1. «Установить, где находится источник возгорания автомобиля «Субару Доминго»

 

  •     При установлении причин пожаров одной из основных задач является определение места первоначального возникновения горения (очага пожара). В соответствии с общепринятой методикой установления причин пожаров , не имея правильного и объективного представления о точном (локальном) месте расположения очага пожара, трудно, а чаще всего и невозможно установить его причину.
  •     Место первоначального возникновения пожара, очаг пожара, устанавлива­ется на основании результатов сравнительного исследования состояния конструк­ций, предметов и материалов после пожара по степени их термического повреж­дения с учетом физических закономерностей протекания тепловых процессов в зоне горения и возможных путей распространения огня в условиях конкретной материальной обстановки.
  •     Горение материалов и веществ на пожаре развивается во времени и прост­ранстве в соответствии с объективными закономерностями, что создает объектив­ные предпосылки для правильного диагностирования процессов и явлений, проис­ходивших в условиях пожара, по образовавшимся следам. Как правило, в макси­мальной степени тепловые разрушения образуются в месте расположения источ­ника зажигания и по мере удаления от него степень термических разрушений ма­териалов, предметов и конструкций уменьшается.
  •     Одним из основных признаков места первоначального возникновения горения является так называемый «очаговый конус», представляющий собой совокупность термических повреждений участков строительных конструкций, отделочных материалов, предметов обстановки и т.п. ...

 

...Проанализировав характер термических повреждений и показания очевидцев пожара, эксперт приходит к выводу, что очаг пожара располагался внутри левой передней части двигательного отсека автомобиля, в районе воздухозаборника воздушного фильтра.

Исследование жидкости из поплавковой камеры карбюратора, изъятой в ходе экспертного осмотра:

    Хpоматогpафиpование изъятой из поплавковой камеры жидкости проводилось на пластинке "SORBFIL" в подвижной фазе октан-бензол (5:1) согласно методике.  В качестве "свидетелей" использовались нефтепродукты: бензин А-92, дизельное топливо, моторное масло. После поднятия фронта растворителей до высоты 100 мм пластинка высушивалась, после чего помещалась в йодную камеру, а затем обрабатывалась реактивом Марки. При исследовании установлено, что на пластинке от исследуемой жидкости образовались пятна, одинаковые по форме, цвету, месту расположения с пятнами "свидетеля", дизельного топлива. Следовательно, изъятая из поплавковой камеры карбюратора жидкость (автомобильное топливо) содержит в своем составе дизельное топливо. Установить процентное содержание компонентов дизельного топлива не представляется возможным, поскольку со времени возникновения пожара до момента исследования прошел большой промежуток времени, за который произошло изменение исходной смеси (испарение легколетучих фракций нефтепродуктов)...

... Таким образом, исключая возможные версии о причине пожара, принимая во внимание местоположение очага пожара, результаты проведенного физико-химического исследования и анализа свидетельских показаний, эксперт приходит к выводу, что причиной пожара послужило воспламенение топливовоздушной смеси во впускном тракте двигателя автомобиля в результате работы двигателя на несоответствующем данному типу двигателя топливе.

Исследование по вопросу 3. «Имеется ли причинно-следственная связь между возгоранием автомобиля и заправкой автомобиля топливом?»

    Возникновению пожара предшествовали следующие обстоятельства:

 

  • - пожар возник через непродолжительное время после заправки топливом во время движения автомобиля от АЗС;
  • - заправленное топливо (бензин А-92) содержало примесь дизельного топлива;
  • - после заправки двигатель не развивал полной мощности, шел черный дым из выхлопной трубы;
  • - до последней заправки топливом признаков неисправной работы двигателя  автовладельцем и свидетелями замечено не было.

 

    Следовательно, исходя из анализа обстоятельств возникновения пожара и проведенного исследования, можно сделать вывод, что между заправкой автомобиля топливом на АЗС ответчика и возгоранием автомобиля имеется прямая причинно-следственная связь. 

Исследование по вопросу 4. «Могло ли послужить причиной возгорания автомобиля истца ненадлежащее техническое состояние автомобиля ?»

    Признаков, указывающих на ненадлежащее техническое состояние автомобиля накануне пожара, до заправки топливом на АЗС ответчика, из материалов дела не усматривается. Так же при проведении осмотра объекта исследования, экспертами не установлено технических неисправностей, которые могли бы послужить причиной возникновения возгорания в подкапотном пространстве автомобиля.

Исследование по вопросу 5. «Могло ли стать причиной возгорания автомобиля истца топливо, находящееся в его баке, до заправки на АЗС ответчика?»

    Остатки топлива (бензина), находившиеся в баке автомобиля до заправки на АЗС ответчика, находясь в смеси с заправленным топливом, содержащим примесь дизельного топлива, лишь участвовали в образовании горючей смеси, подаваемой во впускной тракт двигателя. Следовательно, само по себе топливо, находившееся в баке автомобиля до заправки на АЗС ответчика, не могло стать причиной пожара.